Сразу хочу сказать, что я не "верующий". Агностик, тяготеющий к православию. Спокойно отношусь к понятию "божественная сущность", но не верю в Церковь как организацию, институт.
Поэтому сколько-нибудь сильного священного трепета не испытывал, но все, что я видел и слышал - мне было близко, интересно и нравилось.
Храм рождества Христова:
Находится в городе Бетлехем ("Дом хлеба" ), в русской транскрипции греческого перевода звучит как "Вифлием".
Сейчас это территория палестинской автономии. Автономия - не государство как таковое, хотя и зовется республикой, у них нет своей банковской системы, своих денег, ничего своего нет, кроме правительства. На территорию автономии израильтянам вход запрещен - штраф может доходить до 35 килошекелов, умножайте на 8, получите рубли. Мера вызвана тем, что на территории автономии государство Израиль никоим образом не может обеспечить безопасность граждан.
Храм внутри:
еще:
Рядом со спуском в пещеру рождеста Христова, где родился Иисус:
Над фигурой святого можно увидеть лик Христа (Нерукотворный Образ Спасителя). Говорят, что он однажды просто проявился на этом месте. Глаза лика видятся то закрытыми, то смотрящими на тебя. Я походил вокруг - ощущение такое действительно есть, благодаря сумраку вокруг - если сильно вглядеться, то глаза всегда открыты и смотрят в одно место.
Рядом находится икона Вифлиемской Божией Матери.
Одна из самых почитаемых христианских святынь. Единственная икона, на которой Богоматерь изображена улыбающейся. Так как только здесь она изображена еще простой женщиной, родившей сына. Она еще не знает, кто ее сын и какой путь ему предначертан.
Место, на котором родился Иисус:
Отмечено четырнадцатиконечной звездой. Число 14 не случайно: "«Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17)".
Здесь можно освятить вещи,принесенные с собой.
над ним:
вид от него:
внутри пещеры как правило всегда есть молящиеся. Кто-то на коленях, кто-то молча в углу. Иногда сюда спускается служитель, собирающий подаяния и выдающий в обмен картинку с религиозным сюжетом. Атмосфера в этом месте отчетливо внушает: "Тише, здесь люди, для которых это место Важно".
католическая часть храма:
Там же: Георгий Победоносец.
Учись, Церетели.
Храм Гроба Господня:
Храм поделен между собой пятью христианскими конфессиями: Греко-православной, Католической, Сирийской, Армянской и Эфиопской (!). Шестой конфессией можно считать коптов, о них ниже, так как они очень малочисленны)
В этом виде существует с 1810г, ранее неоднократно разрушался, отстраивался, горел и восстанавливался.Значительную помощь в восстановлении и реконструкции храма принимала и РПЦ, за что пользуется уважением в Иерусалиме.
Здесь по преданию распяли Христа (на Голгофе). В древние времена Голгофа находилась рядом с Иерусалимом. После того, как город был несколько раз разрушен, восстановлен и расширен, Голгофа оказалась в городской черте. Это не была гора в прямом смысле этого слова, скорее своеборазное "Лобное место". Постепенно название Голгофа стало обозначать небольшой скальный выступ на лобном месте, где был распят Христос.
Точное место Голгофы было утеряно, каменный выступ в основании Гроба Господня считается церковной традицией Голгофой благодаря деятельности равноапостальных Константина и Елены (Константин I Великий и его супруга).
Внутри храма:
Под куполом видна вершина Гроба Господня. Гроб представляет собой не гроб в привычном понимании, а часовню, воздвигнутую над местом погребения Христа.
В "Голове Гроба" (части часовни) находится часовня коптов.
Это древняя и редковстречаемая в мире конфессия, одна из самых древних ветвей христианства. Копты - арабские (египетские) христиане, последователи (если так можно сказать) апостола Марка.
Капюшон с крестами у монаха не имеет отношения к православному понятию "схимник", это просто монашеское одеяние.
Вход в Гроб Господень:
(паломница в кроксах, однако))
Ко входу идет примерно получасовая очередь паломников и туристов. У входа дежурит мужик в гражданском, который выкриками "квикли, харри" торопил вошедших в Гроб, чтобы не задерживались внутри. Из-за его "Ноу камера!" фотографий интерьера Гроба у меня нет, хотя нагуглить их можно.
Слева от входа в Гроб горит свеча, зажженная от благодатного огня.
Соответсвтенно, свечи, опаленные огнем этой свечи, несут в себе частицу благодатного огня. На заднем плане тот самый мужик, торопящий вошедших в Гроб.
У подъема к Голгофе (там же в храме):
Очередь желающих прикоснутся к камням Голгофы:
Надпись рядом с камнями:
Немного смущает, что в евангелии от Марка 16 глав, и что значит тут "21-25" для меня загадка. Хотя, возможно, для верующих или хотя бы прочитавших надпись - это не секрет)
После приложения к Голгофе и освящения вещей на ее камнях, спускаешься к большой мозаике, описывающей 3 сцены: распятия, омовения и погребения Христа.
Средняя часть мозаики, омовение:
Сам камень, на котором происходило омовение:
соответственно, еще одно место, где можно освятить предметы.
Иерусалим на древних картах изображался в виде четырехлистника, где лепестки - окружающие земли, а середина - собственно Иерусалим. Не мудрено, что именно здесь, в храме Гроба Господня, находится Пуп земли:
Пуп прикован цепью, чтобы не уволокли, и снабжен ящичком для пожертвований (на развитие Пупа?).
Справа от входа в храм:
Красиво.
Александровское подворье в Иерусалиме:
Это место выкупили русские, самое близкое место к храму Гроба Господня, которое смогли получить. Так как Храм поделен между 5(6) конфессиями, нашей РПЦ там места не нашлось, пришлось поселиться рядышком (примерно через дом от Храма). Выкупили, кстати, у эфиопов (в Храме они размещаются на крыше (гг)). При строительстве здания подворья были найдены ворота (если не изменяет память, Судные Врата, через которые Христос покинул Иерусалим, идя на Голгофу):
Конечно, русские обратились к властям (турки на тот момент) с просьбой разрешить построить на этом месте храм. Турки наотрез отказались, их напрягало количество крестов над крышами Иерусалима. Тогда отечественный деятель с говорящей фамилией Хитрово сказал, что в ходе раскопок найдены вещи, очень важные для православия. И над ними надо возвести тент для сохранения. Тент так тент, на тент возражений не было. Обьект, в планах строительства именуемый "Тент", имел каменные высокие и толстые стены. В одну из ночей вскоре после того, Как он был закончен (за одну ночь!) над "тентом" была возведена крыша, увенчанная крестом.
Офигевшие с утра турки ничего не смогли сделать, так как одно дело - запретить строительство храма, другое - разрушить построенный. С тех пор и стоит)
Внутри:
Картины, кстати, по-моему ближе к католической традиции, нежели к православной. Но не мне судить)
Стена плача:
Самое святое место для евреев. Оставшаяся после разрушения Иерусалимского храма стена, по словам евреев, впитала в себя божественную силу всего Храма. Если очень грубо, то для них она как "почтовый ящик" к Богу - у стены молятся,
в стену вкладывают записки Богу. Очень трогательно выглядело треугольное (на манер советско-армейского почтового треугольника, только меньше) письмо с подписью "Богу от Ромы".
К стене можно подходить только с покрытой головой. В кипе (еврейской шапочке) или ортодоксальном головном уборе. Для тех, у кого кипы не оказалось, на подходе стоит урна с одноразовыми бумажными кипами) Отходить от стены следует пятясь, хотя бы несколько метров, чтобы выказать уважение месту. Я благополучно это забыл и уходил задним местом к святыне (как я присмотрелся позднее, не я один).
Женская часть Стены Плача.
Раза в 3 меньше мужской. Однако не все перед Богом равны)
Вправо от Стены, вид на Масленичную гору, где Христос читал проповеди:
Купол слева - мечеть Аль-Акса ("Удаленнейшая мечеть", одна из 3х главных святынь мусульман), та самая, в честь которой была названа одна из известнейших террористических групп "Мученники Аль-Аксы".
Попробовал у стен Святого города растущую там зеленую оливку. Гадость редкостная)