В конце ноября издательство Ad Marginem представит новую книгу известного музыкального критика Андрея Горохова - эссе-памфлет "Дыра, прикрытая глянцем". Андрей Горохов – житель Кельна, автор почти - учебника "Музпросвет" и ведущий музыкальной программы на радиостанции "Немецкая волна" (Deutsche Welle). В преддверии выхода книги, 44100Hz публикует отрывки из части, озаглавленной, как "Кризис электроники"...
"Сегодня электронная музыка не просто неинтересна сама по себе, неинтересны и подозрительны те люди, которые ее по-прежнему продолжают считать заслуживающей внимания. Они вызывают опасение того же рода, что и поклонники технотранса, блэкметалла или летающих тарелок: их заколдобило.
Давным-давно ушло в прошлое положение дел, когда все приличные музыканты делали электронную музыку, когда только электронная музыка двигалась вперед и развивалась, когда только электронная музыка отвечала духу сегодняшнего дня. Сегодня делать электронику – значит согласиться со своим местом узколобого пораженца, привыкшего жить в гетто.
Заметно, что за последние год-два разговоры об электронной музыке сошли на нет, у музыкантов уже нет сил что-то обсуждать и доказывать, делиться какими-то открытиями, скажем, радоваться тому, что они все еще открывают для себя "неиспользованные ранее звуки" или находят какие-то новые источники вдохновения (скажем, никому неизвестную старую бразильскую киномузыку).
Электронику молча делают и издают. Похоже, что волнует музыкантов только проблема опубликования их продукции. При этом кажется наивным желание издавать музыку на заметных западных лейблах – якобы только так можно донести музыку до тех, кто ее любит и слушает. На самом деле и эта сфера изъедена инфляцией.
В начале 90-х, когда лейблов было сравнительно мало, для успеха достаточно было, что тебя заметил какой-то лейбл, сегодня быть замеченным каким-то лейблом – не значит вообще ничего. Лейблу самому очень хочется, чтобы его кто-то заметил.
Иными словами, издание компакт-дисков музыку к слушателю вовсе не приближает, лейбл должен навязать звуконосители дистрибьютору, тот – магазину, а тот – покупателю. Оттого коробки с изданными компактами стоят в разнообразных подвалах. Нельзя думать, что есть какие-то особенные, чрезвычайно прогрессивные и клевые потребители электронных ритмов, которым их постоянно не хватает. Кажется, что слушателей, ориентированных только на электронику, почти что и не осталось, даже известные еще совсем недавно имена интереса больше не вызывают, все остальные просто игнорируются. Оттого музыкант должен был бы интересоваться не тем, как издать то, что он уже наваял, а скорее тем, как наваять то, от чего будет падать челюсть. То есть проблема не в раскрутке, не в связях, не в известных именах, не в том, как вписаться в худо-бедно функционирующую систему... вообще, это желание непременно вписаться в схему, встать в линию, попасть точно в саунд, в стиль, сделать настоящий жирный хип-хоп или true black или минималистический этнотранс, показать, что "я такой, какой вам надо!", просто убивает, нет сил это видеть. Проблема-то в другом – в музыке, в том, как выйти из круга постоянного воспроизведения одной и той же схемы.
Но возможно ли это?
Электронная музыка – это сфера безвкусия и откровенной графомании. Ее место – не в модных клубах и не на футуристических фестивалях, а в музеях наивного искусства. К графоманскому комплексу относится и острое желание немедленного издания своей продукции, но это острое желание – не самое абсурдное и ужасное в этом комплексе.
Продуцирование электронной музыки похоже на фотографирование камерой-"мыльницей". Тот, кто обзавелся карманной фотокамерой, вряд ли воображает, что, если он щелкает, скажем, цветочки в парке, то он уже – художник-пейзажист, преемник Ван Гога и Боннара, он движется непростым путем творческого развития, "открывая новое". Обсуждать тут нечего.
Надо не только не издавать электронику, но лучше бы ее вообще не делать и вообще перестать делать музыку, перестать думать, что это получается, в этом можно добиться результата, в этом можно развиваться, "искать себя" и т.п. Все это самооправдания графомана.
В немецком языке есть два замечательных слова, которые в журнальной музкритике всплывают редко, но в разговорах о музыке – постоянно. Это berflussig – избыточный, излишний, ненужный, неоправданный, это то, без чего вполне можно обойтись, чье существование в нашем мире никак не оправдано, и willkurlich – произвольный, самовольный, высосанный из пальца.
Поговорить с музыкантом о том, что электронная музыка – это сфера тотальной графомании, что она поощряет графоманию и живет графоманской энергией, у меня смелости не хватает. Да и что об этом говорить?
Можно попробовать поговорить о границах, которые незримо присутствуют в самом методе делания музыки на персональном компьютере. То есть о том, что компьютерные программы, вместо того чтобы давать свободу и вечный кайф (которые грезятся графоману), на самом деле принуждают его к вполне предсказуемым действиям, гонят по своего рода туннелю: компьютерные программы не только определяют, какая музыка будет получаться, но и формируют психологический тип электронного музыканта.
"
что думаете?
Новая книга Горохова « В: 27.11.2006 05:32 GMT+4 часа(ов) »
в чем то да, в чем то нет.
Он наверно под электроникой понимает всякую попсу, как то хаус, транс, драм, хардкор и т.п.
А на более интересные, но намного менее известные он просто забывает.
Ведь на самом деле, 90% всего сейчас выходящего это комерческая бадяга, которую надо уничтожить
профильприват
Где: Столица Подмосковья
Возраст:
Сообщений: 8945
Новая книга Горохова « В: 27.11.2006 05:35 GMT+4 часа(ов) »
Чувака просто напрягает гламур и пафос, электронная музыка в её попсовом понимании.
А мне под сет Дэйзи было великолепно, и идти убиваться апстену из-за того, что это сделано по какой-то там схеме не пойду.
Новая книга Горохова « В: 27.11.2006 15:02 GMT+4 часа(ов) »
В целом он прав.
Но я не против этого конвеера.
Меня прет один электронный трек, послушал я его сто раз, он мне надоел, а тут бац и появился второй, очень похожий, но другой и не менее хороший.
То же самое и в любой другой музыке кстати.
Мне вот интересно, какая музыка будет АБСОЛЮТНО НОВОЙ, после электроники. И доживу ли я до неё.
Новая книга Горохова « В: 27.11.2006 15:33 GMT+4 часа(ов) »
Цитата:
Сегодня делать электронику – значит согласиться со своим местом узколобого пораженца, привыкшего жить в гетто.
Электроника устарела. Перестала олицетворять собой прогресс. Надо прекратить делать электронику.
Прекрасно.
Но тогда ЧТО взамен? То, что должно заменить современную электронику, пока НЕ ПОЯВИЛОСЬ.
Нет, не буду покупать эту книгу, книгу, культивитующую неприязнь к электронике. Хотя я частично согласна с его мнением, но то, что он всю электронику называет "сферой безвкусия и откровенной графомании", этого я понять и принять не могу.